top of page
  • jurnolimp

Ксения Рыкова. Толерантность начинается с уважения к себе

Раньше я считала, что толерантность – это терпимость к чужой национальности. Это было весьма однобокое представление о значении этого слова. Со временем я поняла, что толерантность заключается не только в хорошем отношении к представителям других наций, но и в уважении ко всем людям, имеющим иное мировоззрение, другую веру или особые предпочтения, которые некоторые не понимают (татуировки, пирсинги и многое другое). Я считаю, что толерантный человек в первую очередь уважает себя. Да-да, именно себя! Ведь тот, кто позволяет себе осуждать других, не уважает свою личность. Такой человек показывает себя в обществе как бессердечное и жестокое существо, в чьей души нет понимания и принятия других людей. Но мне кажется, что такая личность, в первую очередь, не может принять самого себя. Ища в других недостатки, причины для ненависти, осуждая их, человек пытается самоутвердиться за счет этих людей, старается выставить себя лучше. Тот, кто уважает себя, всегда будет уважительно относиться к окружающим его людям и стараться видеть в них только хорошее.

Год назад я вплотную столкнулась с вопросом толерантности. До того момента, я не знала, что в моем окружении есть люди, которые могут быть настолько жестоки по отношению к тем, кто отличается от них. Мои глаза раскрылись, когда в наш класс в середине учебного года пришла новая ученица. Когда она только вошла в кабинет, всё сразу уставились на нее. Причиной их любопытства была внешность этой девочки. Можно было подумать, что это первоклассница, которая перепутала кабинеты, и зашла к нам, если бы не стоящая возле нее учительница, которая представила нам ее как Викторию, нашу новую одноклассницу. Эта девочка была похожа на маленького котенка: у нее были короткие ножки и совсем худое тельце. Я сразу поняла, что она карлик. Но меня это совсем не смутило, а вот мои одноклассники сразу же начали перешептываться и обсуждать её, некоторые даже издавали смешки. В этот момент у меня вспыхнула злость на своих одноклассников, которые позволяют себе такое поведение по отношению к новенькой. Она заметила на себе осуждающие взгляды и услышала обрывки фраз, которые ребята говорили шепотом: «такая маленькая, какой кошмар», «никогда до этого карликов не видел», « ее что в детстве « Растишкой» не кормили?». Я видела по ее выражению лица, как ей было обидно и больно из-за того, что к ней так относятся люди, которые даже не знакомы с ней. Но она молчала и ничего не говорила в свою защиту. Мне стало настолько жаль её, что у меня сжалось сердце. Я предложила ей сесть со мной. Она удивилась этому предложению, ожидая какой-то подвох, но в итоге согласилась.

- Не обращай внимание на них. Я не понимаю почему они так жестоки, - обратилась я к Вике, чувствуя, что должна сказать что-то утешающие.

-Я привыкла, что люди меня так воспринимают. Так что, всё нормально, - спокойно ответила девочка. Но я понимала, что за этим спокойствием скрывается отчаяние.

От её фразы мне стало не по себе. У меня в голове не укладывалось, как вообще можно привыкнуть к тому, что люди такие черствые и гневные? Почему нельзя отстаивать свои права, бросая вызов всем, кто осуждает тебя? Но я не могу знать ответ на этот вопрос, потому что я никогда не была на месте тех, кто постоянно подвергается насмешкам и унижениям. И я не могу представить в полной мере, насколько тяжело таким людям, как Виктория, которые должны терпеть весь этот кошмар из-за того, что они не могут в себе что-то изменить.

Я подружилась с Викой. Она оказалась очень хорошим человеком, с которым было интересно общаться. Мне не было дело до её роста, ведь в человеке меня интересует не его внешность, а его душа. Мы очень быстро стали близкими подругами, и для меня в этом не было ничего странного. Вика рассказывала, что к ней обычно относились с призрением, поэтому у нее возникли комплексы из-за ее синдрома.

Одноклассники смотрели теперь на меня, как на сумасшедшую: они не понимали, почему я дружу с девочкой, у которой такой низкий рост. А я не понимала, почему ее рост является для них причиной для смеха. Со временем я заметила, что люди, которые позволяют себе хамски относится к этой девочке, имеют проблемы с самооценкой. Они пытаются скрыть свою неуверенность в себе, унижая других людей. Им кажется, что никто не заметит их недостатков, когда они будут смеяться над другими людьми. Это способ самоутверждения. И на самом деле, мне жаль людей, которые себя настолько не любят, что опускаются до унижения других.

Как-то раз мы сидели с Викой за партой на перемене. Мы что-то обсуждали и смеялись. Компашку ребят в нашем классе очень взбесило то, что Вике, которая на их взгляд такая жалкая и ужасная, весело и смешно. Они не упустили возможности испортить девочке настроение.

- Слушай, а тебе там внизу не холодно? – с насмешкой спросил одноклассник у нее. Он сел на рядом стоящую парту.

Вика молчала. Она уже говорила мне о том, что в таких ситуациях обычно молчит, потому что, если она будет вступать в словесную перепалку, то это ничем хорошим не кончится, и конфликт только разгорится сильнее. Но я же молчать не собиралась. Во-первых, Вика была моей подругой, а за своих друзей я всегда стою горой. А во-вторых, я не позволю никому унижать человека за его недостатки.

- А тебе не холодно на дне своей самооценки? Самодостаточная личность никогда не будет заниматься тем, что делаешь ты. Может тебе пора позаботиться о своей жизнью, а не лезть в чужую? – Я резко встала и приняла угрожающую позу. Мои слова прозвучали громко, и все одноклассники мигом развернулись в нашу сторону.

Парень удивился моей смелости. Несколько секунд он смотрел на меня, продумывая, что сказать такого, чтобы я замолчала и дала ему возможность продолжить задевать Вику.

- А почему ты вообще заступаешься за нее? Она отличается от нас и должна находиться в обществе таких же ущербных, как она, - резко ответил парень, не подобрав других аргументов.

Во мне закипал гнев по отношению к этому человеку. Я пыталась держать себя в руках. Но за гневом в моей душе таилась дикая боль. Да, мне было ужасно больно за людей, которые подвергаются таким унижениям. Вика далеко не первая и не последняя в этом мире, которую также высмеивают. А ведь бывают ситуации намного страшнее.

Я хотела влепить однокласснику пощечину или оттолкнуть его, но не стала. Я решила просто высказаться при всем классе. И мне было все равно, как на мои слова отреагируют все. Я стала громко говорить, обращаясь не только к этому парню, но и ко всем присутствующим в кабинете.

- Неужели, если человек отличается от вас, то он заслуживает унижения? Но посмотрите на себя, а потом посмотрите на тех, кто сидит рядом с вами. Вы ведь все отличаетесь друг от друга в той или иной степени. У всех нас разные оттенки кожи, разный вес, разный рост, разный цвет глаз и волос. Но мы терпимы к этому, потому что отличия не слишком заметны, ведь так? Аня, вот у тебя рост 170, а у Маши 166. Разница несущественна, но ведь она есть. Почему же тогда ты, Аня, не унижаешь Машу за то, что она ниже тебя на 4 сантиметра? А если взять в пример Олю: у нее вообще рост 159!!! Почему вы не позволяете себе и ее высмеивать? Почему же вы осуждаете Вику, если она тоже отличается от вас, но просто чуть сильнее, чем другие? Представьте, что сейчас совсем неожиданно кто-то начнет унижать вас за то, что вы слишком низкий или слишком высокий. Как будете себя чувствовать на месте Вики? Вы просто пытаетесь казаться лучше, совершеннее. Вам нужен человек, которого вы выставите хуже себя, и только тогда вы сможете чувствовать себя хорошо. Но вы никогда не задумывались, что ущербность проявляется не во внешних недостатках, а во внутренних? Или вы даже не знаете, что такое «внутренний мир», потому что он у вас уже давно прогнил и зачерствел? Когда-нибудь вы поймете, что выделиться из толпы и показать себя более совершенным можно не за счет унижения других, а за счет поддержки в их сторону, понимания и принятия. Начните уважать , в первую очередь, себя, - произнесла я эту речь на одном дыхании, выплескивая всё, что я думала. Закончив, я взглянула на одноклассников. На их лицах было выражение стыда. Я думаю, мои слова заставили их задуматься и изменить свое отношения к таким, как Вика.

В воздухе повисла тишина. Никто не хотел ничего говорить, потому что каждому стало совестно за свое поведение.

На следующий день Вику больше никто не задирал, а многие даже извинились перед ней. В классе воцарилась дружелюбная атмосфера. Я была счастлива, что смогла своими словами переубедить многих людей, тем самым, изменив их отношение к моей подруге.

В этот день Вика сказала мне:

-Раньше я считала, что не заслуживаю иметь друзей и вообще быть любимой. Меня все время высмеивали, втаптывали в грязь, и со временем я просто приняла то, что я ущербный человек. Но твое отношение ко мне, твоя забота обо мне и твоя вчерашняя речь перед всем классом заставили меня поверить в то, что я достойна понимания. Благодаря тебе я смогла поверить в себя.

И после ее слов я поняла, что всегда нужно быть толерантной по отношению к тем, кто отличается от окружающих. Они нуждаются в нашем понимании и принятии, как никто другой. Толерантность может изменить в лучшую сторону людей, а значит и весь мир!

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page