top of page
  • jurnolimp

Рыкова Ксения. В мире музыки с рождения

Музыка – это особый вид искусства, который магическим образом действует на людей. Этa магия способна окутать человека сильнейшими чарами и унести его в другую вселенную. Великий композитор Людвиг ван Бетховен однажды сказал: «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия…», и невозможно не согласиться с этим мнением, потому что трудно не заметить, что в мелодиях, в песнях, исполнитель оголяет свою душу перед слушателем. Все люди слушают музыку и наслаждаются ею, но далеко не каждый человек может постичь тайны музыкального творчества и, тем более, стать успешным артистом. Мы взяли интервью у 17-летней Ирины Догадиной, пианистки и вокальной исполнительнице, которая, не смотря на столь юные годы, была неоднократной победительницей областных музыкальных конкурсов и собирается покорять столицу! Мы узнали у юной звезды ее историю творчества и секрет успеха.

- Ира, не смотря на твой юношеский возраст, у тебя уже огромные успехи в творчестве, опыт выступлений на сцене, и более того, много значимых наград. Но давай вспомним, с чего всё начиналось. Расскажи, когда и при каких обстоятельствах ты попала в музыкальный мир?

- Я была в этом мире буквально с рождения. В детстве мама и папа очень много работали, и поэтому оставляли меня с бабушкой. Она выступала в местном музыкальном театре, и не могла все время сидеть со мной дома. Поэтому всегда брала меня с собой на репетиции. Я была маленьким карапузом, а уже наблюдала, как люди поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. А после репетиций, поздно вечером, мы с бабушкой шли домой. Но на этом музыкальное развитие не заканчивалось. Бабуля умудрялась даже после тяжелого рабочего дня играть дома на пианино или разучивать новые песни. На выходных мы ходили с ней на различные концерты или оперные постановки. Я была со всех сторон окружена музыкой. Бабушка очень хотела, чтобы я пошла по ее стопам, чтобы я смогла, также, как и она, чувствовать тонкости мелодий, звуков. Получается, я с младенчества находилась в этом творческом мире. У меня не было возможности выбрать, чем я хочу заниматься. Понимаете, когда воспитываетесь с раннего детства в такой атмосфере, вас просто затягивает этот мир, и у вас не остается выбора. Но я не жалею об этом. Мне очень нравилась возможность проводить так много времени в месте, где люди занимаются творчеством. Бабушка до сих пор рассказывает о том, какие у меня были восторженные маленькие глазенки, когда я наблюдала из зала за тем, что происходит на сцене.

- А как же относились родители к тому, что бабушка так сильно переживала за твое музыкальное развитие?

- Родители относились к этому нейтрально. Они не считали, что в будущем я должна всерьез заниматься музыкой, как бабушка. Им казалось, что мне будет лучше, если я выберу для себя профессию вроде экономиста, юриста или даже инженера. На их взгляд специалисты в этих областях имеют надежную работу, стабильную, и главное прибыльную. Но они не были против того, что я постоянно бывала в бабушкином театре, потому что я там развивалась. И уж лучше проводить время в таком месте, нежели сидеть во дворе и копаться в песке. Иногда их все же это возмущало: например, когда первое мое слово оказалось «бававайка», а не «мама» или «папа». Только представь, какой был шок у моих родителей, когда они услышали из моих уст какое-то непонятное слово. Они даже не поняли, что это такое. А бабушка, которая тоже услышала это, громко смеялась с удивленных лиц родителей. Потом она им сказала: «Ваш ребенок сказал слово «балалайка». Радуйтесь». Но родители были не очень рады. А когда я стала старше, они хотели записать меня в какую-нибудь спортивную секцию, в художественную школу, на курсы английского и немецкого языков, и даже в кружок юных журналистов. Но мне уже ничего не было интересно, кроме музыки.

- Получается, ты не сама решила заниматься музыкой, а на тебя повлияло общество бабушки, с которой ты все время была в театре. Но когда ты сделала свои первые шаги в этой деятельности?

- Мне было лет 6, когда я перешла из процесса наблюдения в процесс практики. Помню, как сидели с бабушкой дома, и она играла на пианино какую-то очень красивую мелодию. Я всегда сидела рядом и наблюдала, как она играет. Поэтому я даже имела небольшое представление о том, какие надо нажимать клавиши, чтобы получался какой-то определенный звук. Но до того дня я никогда сама не садилась за инструмент и ничего не пыталась играть. Я не знаю, что произошло в моей детской головушке, но я даже не дождалась, пока бабушка доиграет, и просто капризно закричала: «бабуля, дай пианино! Я хочу играть! Дай!». Бабушка тут же остановилась и посмотрела на меня с радостью, а не с осуждением за то, что я ее прервала. Она уступила мне место, сама села рядом и сказала мне начинать. На самом деле, я ожидала, что она будет показывать мне, что и как делать, но этого не произошло. Я спросила ее: «Бабушка, а как я буду играть? Я же не умею совсем…». На это она засмеялась и сказала: «Не придумывай. Ты столько лет сидишь тут рядом и наблюдаешь, как я играю», Я не знала, что мне делать, ведь я и вправду ничего не умела. Мне стало стыдно перед бабушкой. Но если бы я ушла от пианино, признав своё поражение, мне было бы еще хуже. Поэтому я стала пытаться вспоминать, как играла бабушка. Я нажимала клавиши, и звук, льющийся из-под пальцев, даже не вызывал у меня отвращения. Я сыграла совсем немного, так как почти ничего не помнила. Бабушка улыбнулась. Сейчас, вспоминая ее улыбку, мне кажется, что в тот момент она поняла, что во мне есть талант. Она стала мне рассказывать о том, как надо играть на пианино, ставить мои пальцы в нужные позиции и быстро их менять. Мы стали заниматься много и часто. Я очень быстро училась. Думаю, эти занятия на пианино стали первыми осознанными шагами в музыкальной деятельности.

- А когда ты начала петь?

- Примерно в том же возрасте. Когда начало получаться более или менее хорошо играть какие-то композиции на пианино, я стала петь. Бабушка показывала мне упражнения по развитию и постановке голоса, но в целом мне это сильно не пригодилось. Я не знаю как, но я просто начинала петь под музыку, и это звучало красиво, по крайней мере, мне так говорила бабушка ( улыбается ).

- Ты уже с того раннего возраста знала, что хочешь связать свою жизнь с музыкой?

- У меня никогда не было других вариантов. То есть, они были, но я их не хотела даже рассматривать. Мама настаивала поступать на юриста, папа уговаривал пойти по его стопам и стать инженером. Потом родители ссорились, потому что не могли найти специальность, которая устроила бы их обоих. Но они почему-то никогда не спрашивали о том, чего хочу я. Я никогда напрямую не говорила им, что отказываюсь от их предложений на счет моей будущей профессии. Но я всегда знала, что ни юристом, ни инженером я не стану. Моё призвание быть на сцене, и я от этого ни за какие коврижки не откажусь. Я всегда была очень трудолюбива в занятиях музыкой. В школе я никогда не была отличницей, потому что не имела выдержки и упорства в учебе. Но в музыке… Иногда у меня не получалось спеть куплет песни, и я очень долго пыталась вытянуть ноты или поймать ритм. Когда я была маленьким ребёнком, то многого не знала и не умела, но уже тогда у меня была огромная тяга к этом делу. И я всегда добивалась того, чего хотела. Если мне нужно было вытянуть нужную ноту, я это делала, даже если приходилось репетировать по 10 часов в сутки.

- Ты помнишь свое первое выступление на сцене? Можешь рассказать, как это происходило?

- Конечно же, помню! Такое невозможно забыть! Первый раз я выступала на школьном конкурсе, где нужно было спеть песню. Мне было 8 лет. Я не боялась стоять на сцене и выступать перед полным залом, потому что провела все детство в театре и видела, как выступают люди. Мне нужно было просто подняться на сцену, взять микрофон и спеть песню, которую я выучила и отрепетировала. Но у меня был другой страх. В первый раз я очень сильно боялась оценки зрителей. До этого я не выступала перед таким огромным количеством людей. Там были родители, одноклассники, учителя, завучи и директор. Я боялась, что они очень низко оценят мои способности. До этого меня слышали только родственники и люди из бабушкиного театра. Они говорили, что я очень талантлива, и это мне льстило. Но я думала, что люди в этом зале отзовутся иначе о моих вокальных способностях, и тогда мне будет стыдно приходить в школу. Меня очень сильно поддерживала моя любимая бабушка, и только когда она меня обняла перед выступлением, мне стало спокойнее. Когда я поднялась на сцену, и заиграла музыка, мой страх тут же улетучился. Я растворилась в музыке, я чувствовала каждую ноту, и я просто позволила себе наслаждаться атмосферой, в которую меня уносила мелодия. Тогда я поняла, что если отдаться чувствам и позволить себе расслабиться, то страх пропадет. Я заняла 2-ое место. Через три месяца, на другом уже конкурсе, я стала победителем. И дальше я начала много участвовать в различных музыкальных конкурсах.

- Ты говоришь, что на первом своем конкурсе заняла 2-ое место. Ты была расстроена, что не стала победителем? И вообще, часто приходится проигрывать?

- Как я уже сказала, я боялась, что вообще буду опозорена перед всей школой. Но при этом, в глубине души, я надеялась на 1-ое место. Поверьте, каждый исполнитель, когда выходит на сцену, верит, что сможет выиграть. Возможно, эта вера запрятана на самом дне подсознания под толстым слоем страха, комплексов и тому подобного, но эта вера есть всегда в каждом из нас. Поэтому я была расстроена. Бабушка сказала, что мне не стоит расстраиваться, ведь однажды я буду победителем. Сейчас я проигрываю редко. Но даже если такое случается, то я уже не впадаю в истерику, потому что знаю, что в следующий раз обязательно все получится!

- Ну что ж, мы поговорили о прошлом. Но что же на счет твоих планов на будущее? Может быть, сейчас есть какие-то идеи, которые тебя вдохновляют, и которые ты собираешься воплотить в ближайшем будущем?

- Не люблю загадывать, но в планах есть принять участие в каком-нибудь музыкальном молодежном проекте, который проводится в столице нашей страны. Я хочу продолжить свое развитие в Москве, пока я еще весьма молода, и есть много энергии и сил. Я считаю, что уезжать в большой город нужно именно, когда ты еще юный.

- Всем известно, что в подростковом возрасте голос ломается. У девочек это обычно происходит в возрасте от 10 до 14 лет. А когда сломался твой голос? И сильно ли это повлияло на твои вокальные данные?

- Мне было 11 лет, когда мой голос начал меняться, становиться жестче и даже грубее. Я тогда не пела, потому что советуют не практиковать пение в этот период. Позже, когда голос окончательно сломался, мне было тяжело петь первое время. Казалось, будто это вообще не мой голос, я просто не могла с ним работать. Представляете, такое чувство, будто мне подставили чужой голос. Я стала делать упражнения для связок, и мне это помогало дальше петь. Но когда я привыкла и смирилась, что мне теперь жить с таким голосом, то всё стало нормально. На счет вокальных данных скажу, что да, голос действительно изменился, но мои умения никуда не делись.

- Некоторые люди говорят, что научиться петь нельзя. Либо дар есть, либо его нет. Как ты сказала, талант у тебя был с детства, но что на счет других людей? Как ты считаешь, можно ли при отсутствии врожденного таланта научиться петь и добиться успеха в этом деле? Или все же должно быть что-то дарованное Богом?

- Я встречала людей, у которых был талант, но они не смогли добиться успеха в музыке, и знаю людей, которые изначально вообще ни имели ни музыкального слуха, ни голоса, но смогли стать гениальными исполнителями. Тут дело не в таланте петь или играть на каком-то инструменте, а в желании трудиться. Если человек хочет чего-то достичь, то он будет пытаться развивать свой голос, даже если он немой или развивать свой слух, если глухой. При желании можно достичь всего. Люди, которые рождаются с каким-то талантом – это просто везунчики, но это совсем не значит, что если они такими были созданы богом, то работать над собой им не нужно. Если бы я не стала заниматься музыкой, то мой талант просто бы канул в небытие. Поэтому я считаю, что добиться успеха можно не талантливому человеку, а трудолюбивому

- Ира, а что ты можешь посоветовать ребятам, у которых есть то самое трудолюбие и стремление, о котором ты говоришь, но они не знают с чего им начать работать?

- Для начала нужно понять, что у тебя хорошо получается делать, а что плохо. Нужно разобраться вообще, что ты умеешь делать, а чему хочешь научиться. Также важно определить цель. Если ты хочешь просто научиться петь или играть на каком-то инструменте на среднем уровне, чтобы просто выступать в кругу близких и для себя, то это одни методы работы. Ну и конечно, если есть стремление стать эстрадным исполнителем, то здесь другой уровень, другие задачи и способы обучения. Также, я хочу сказать, что нельзя самостоятельно поставить голос или развить музыкальный слух. Даже если посмотреть множество обучающих видеороликов, прочитать теорию и тренироваться каждый день, то толку не будет. Например, ты можешь найти очень много различных упражнений для связок, но нельзя же применять их все. А какие нужно делать ты естественно не знаешь. Поэтому нужен человек, который подберет тактику обучения именно под ваш голос и будет заниматься вместе с вами, контролировать правильность выполнения, отслеживать ваш результат. Без педагога никак не обойтись. Если пренебречь этим, то можно вообще переусердствовать и сорвать голос. А самое главное в развитии музыкальных способностей – это умение признавать свои ошибки. Когда сумеешь это сделать, то сможешь видеть свои сильные и слабые стороны, а это очень важно! Ну и конечно, если хочешь петь, то береги голос.

- Ирина, спасибо тебе большое, что нашла время и пообщалась с нами. Успехов тебе в осуществлении планов и покорении столицы!

3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Владимир Чикарев. Будущее и книги

Он считал своих фанатов безумцами и очень любил свою работу. Сейчас я говорю о Джоне Толкине авторе знаменитой книге ,,Властелин Колец"

bottom of page